понедельник, 17 ноября 2014 г.

И вновь "Академия"

В передаче "Академия" на телеканале Культура  Лермонтову посвящено несколько лекций   в спецкурсе "Перечитывая заново".
Мы как-то  нейтрально воспринимаем название романа, забывая о современниках, которые  приняли его  далеко не однозначно, и как раз название  вызвало, возможно, самые яростные споры. Кто герой нашего времени? Печорин, которого Лермонтов постепенно  раскрывает перед нами  в самом страшном и неприглядном виде? А раскрывает, нужно заметить, мастерски.  
Один из самых частых вопросов при изучении романа связан с его композицией.  Лермонтов, такой блестящий стилист, такой немногословный, так емко  и лаконично  пишущий – почему он избрал такую прихотливую композицию, нарушающую естественную хронологию событий? Не мог  же он   сделать это случайно! Ужанков дает свою версию  такого построения сюжета.  Печорин постепенно раскрывается перед читателем. Мы видим  его  сначала  глазами посторонних людей, отмечая в основном внешние подробности. Начиная с третьей повести,  Печорин рассказывает о себе сам. Пользуясь современным  лексиконом,  мы получаем портрет Печорина в формате  3D, и раскрывает этот формат вещи совсем не веселые. 
Печорин  абсолютно откровенен в своем самоанализе.  Жажда власти и неудовлетворенное честолюбие – вот его движущая сила. Не забудем, что "Герой нашего времени" создавался в эпоху  христианских ценностей, главным постулатом которой  было согласие  с волей Божьей. "Да будет воля Твоя" - с этой  мыслью существовал и выживал человек. Однако  Печорин весь ход вещей пытается подчинить своей воле, другой для него не существует.  Когда мы повторяем фразу "Бог есть любовь", то не всегда задумываемся, насколько она необходима для нас,  для нашего  нормального существования. Человек, обделенный даром любви, не может быть счастливым.  У Печорина этого дара нет. Масса других достоинств  существует,  а вот этот, главный дар, отсутствует – и все  идет прахом! При всей его мужской харизме,  красоте, уме,  умении влюбить в себя любую женщину сам он  никого не любит. Все его увлечения мимолетны, основаны лишь на эгоистическом желании доставить себе удовольствие, развеять скуку. Удается ему это? Всего лишь на короткий миг – и никогда это не приносит никакой радости.  Он ничем  никогда не жертвовал для тех, в кого влюблялся.  При таком отношении к жизни неизбежен  страшный момент, который  наступит, как ни пытается Печорин  его отдалить эмоциональными и чувственными встрясками – вопрос о смысле всего, происходящего с ним.  И ответ приходит  такой же неотвратимый: нет смысла! Никому  он не принес ни радости, ни любви, ни счастья.  А если быть до конца честным, то главная роль Печорина –  быть "топором в руках судьбы", . И ладно бы он был слепым орудием, но Печорин - умный человек, осознающий, что" увлекся страстьми неблагодарными".  
Можно ли представить что-нибудь хуже подобного состояния? Осознавать свои пороки  целительно лишь в том случае, когда можешь раскаяться в них и попытаться что-то исправить. Печорин не хочет  или не может  изменить в себе ничего. Почему? Трудно сказать. Диагноз есть, а лечения нет и быть не может.  Самое  грустное, что  Печорин – это то, что мы называем литературным типом. Это не  просто герой-одиночка, это портрет поколения, в котором есть люди яркие, сильные, смелые, но никому не нужные, никем не любимые и никого не любящие.  В чем причина появления таких людей?  У профессора Ужанкова есть свой ответ, согласиться с которым в полной мере трудно.. Возможно, потому, что  это объяснение слишком  часто, а порой и назойливо   звучит сейчас в попытках объяснить  все нынешние нравственные и этические проблемы. Ну и что же это за причина? Послушайте и подумайте об этом сами.  Хочется лишь добавить:  один  из исследователей заметил, что  эпоха Лермонтова очень созвучна  нынешнему времени, его проблемам, его  вопросам, его болевым точкам. Возможно,  Печорин – герой и нашего времени. Как-то неуютно становится при этой мысли. Может быть, я ошибаюсь…

Комментариев нет:

Отправить комментарий