А
в нашей настольной "Литературной матрице" свой портрет Пастернака рисует Ксения
Букша. И
это здорово, потому что когда о гении пишет какой-нибудь живой классик, это,
конечно, хорошо, но гораздо интереснее,
когда о "священных коровах" говорит
человек молодой, не склонный к
восторженным придыханьям, с современной лексикой, не так уж далеко ушедший
от тебя по возрасту, наш читатель. Поэтому
чуть-чуть о Ксении Букше. Ей тридцать лет, она в прошлом экономист, а ныне - талантливый
писатель, свободный и независимый.
И Пастернак интересен для Букши именно своей свободой и независимостью,
которые вместе с талантом создавали для своего владельца не самые
комфортные условия и в жизни, и в
творчестве. Со статьи Ксении Букши "Борис Пастернак: девять жизней и
одна смерть" можно
начинать свое знакомство с творчеством Бориса Леонидовича. Она не претендует на научную глубину, но задает определенный вектор. Какой? Ну, например
такой, что Пастернак был "очень неровным поэтом".
Наряду со стихами хорошими, очень хорошими, прекрасными и безмерно прекрасными писал и "так себе стихи", а порой и "совсем не стихи!
Но
все "не стихи", сложные, порой
неуклюжие, мы забываем мгновенно, как только слышим :
…Снег идет, снег идет,Словно падают не хлопья,А в заплатанном салопеСходит наземь небосвод.
У
Ксении Букши Пастернак
больше поэт зимний, возможно,
из-за его невыносимо прекрасной "Рождественской звезды", "Метели",
"Февраля", процитированного "Снег
идет". А кто-то наоборот
считает Пастернака "летним", теплым, светлым.
Интересно, каким временем года он будет
определяться для вас?
Ксения
внимательно читает с нами свою любимую "Рождественскую звезду". Знаете, такое медленное чтение может очень захватить, это вообще большое
искусство и не меньшее удовольствие, к сожалению, сегодня почти утраченное. А
вдруг вам удастся его возродить? Попробуйте, это, честное
слово, очень захватывает.
Что для Букши интереснее всего в Пастернаке?
Его погруженность не в себя, а в мир.
Лирик по определению должен быть
индивидуалистом, в центре должно
быть "я". А у Пастернака в центре мира – сам мир, природа, пейзаж, в котором
поэт растворен!
Язык не поворачивается о себе. Глаза не смотрят внутрь. Это не я тоскую, это ветер.
Все, говорящие о
Пастернаке, обращаются к литературным параллелям. Что с ними у Ксении Букши? Они
есть, и на сей раз с Толстым. Как
понимают оба автора роль личности в
истории? Мнение Толстого известно, а с Пастернаком все очень непросто, как непросто с самым главным его детищем, романом "Доктор
Живаго". И здесь Букша дает свой ответ на вопрос, почему
все-таки Пастернак погиб после всей этой
чудовищной истории с отказом от
Нобелевской премии. Ответ неожиданный,
как и многие выводы, которые Ксения
делает в конце статьи. Заинтриговала? Да я, собственно, и не задавалась
такой целью. Но если я все же ее достигла, и вам захотелось прочесть статью Букши, а может быть, сразу открыть лирику Пастернака
- что ж, буду только рада.
Комментариев нет:
Отправить комментарий