Итак,
есть авторитетное мнение, что убив
Лермонтова, рок ли, провидение ли лишили российскую литературу возможности искать чудесного. Литература, в которой этого чудесного не
осталось, задушила Россию.
А вот у Дмитрия Быкова мнение другое. На то и он и Быков, чтобы обо всем иметь
отличное от большинства мнение. Его видеолекция "Михаил Лермонтов" необычна уже потому, что носит совершенно нейтральное название. Это на
Быкова не похоже
Русская литература пошла за Лермонтовым, с его расколотым миром, с тоскливым и серым "здесь" и
недостижимо-прекрасным "там". А могла бы пойти вслед за Пушкиным с
его целостным, солнечным миром, где все,
и даже самое тяжелое, находится в гармоничном союзе с прекрасным. И даже если "настоящее
уныло", то это временно, ибо "все мгновенно, все пройдет. Что
пройдет, то будет мило". Пушкинское
начало, которое часто называют
эллинистическим, осталось в стороне.
Русская литература восприняла лермонтовскую раздвоенность. Есть такое расхожее
мнение, что Пушкин – поэт, которого любят в детстве и приходят к его пониманию
в зрелости. Лермонтова же любят в
молодости за созвучие со своими юношескими комплексами, за вызов миру, за сочетание
несочетаемого. В Лермонтове, по мнению Быкова, каждый встречается со
своими юношескими комплексами.
Но наивно было бы полагать ,что
лишь этими комплексами и исчерпывается
творчество нашего второго гения.
В том, что Лермонтов гениален, вряд ли кто-то усомнится. Но за свою
гениальность он платил огромную
цену. Одиночество, пустота, разочарование
во всем, сплошные диссонансы – это обратная сторона лермонтовского гения. И в русской литературе теперь трагическая глубина
человеческой личности выходит на первый план. Лермонтовский "Пророк"
пытался "глаголом жечь сердца людей", но эти попытки закончились
провалом, он возвращается в пустыню. Только встав над человечеством, он может
стать счастливым. И большинство героев Лермонтова находятся вне людей, а возглавляет этот сонм героев-одиночек Григорий Александрович Печорин. Кстати, вопрос о причудливой композиции романа, нарушающей
естественную хронологию, тоже решается Быковым в этом ключе.
Мы впервые встречаемся с
Печориным в "Бэле", в апогее его нравственной деградации, в самом
его мерзком состоянии, и постепенно раскручивается свиток его печальных изменений. Человек,
наделенный великой силой, с комплексом
нереализованных возможностей,
вырождается в монстра. Он не вписывается ни в одну социальную нишу – это удел
героя нашего времени, который и впрямь мог бы стать героем, мог бы, но…Чья в
этом вина: человека, эпохи? Чья бы ни была, грустно сознавать, насколько бездарно прожита жизнь, которая могла бы стать такой наполненной и значимой. Грустно
еще и оттого, что Быков находит очень
многое в сходстве эпох Печорина и нашей
нынешней. Кто они, герои нашего
нынешнего времени, не прячется ли где-нибудь за углом новый Григорий Александрович?
Эту же линию неприкаянности продолжает лирический герой Лермонтова, его
двойник Демон. Главная беда Демона в том, что
он никогда не сможет достичь желаемого. Нужна ли ему Тамара? Нужна,
ровно до тех пор, пока она недостижима, пока она идеал, светлый и ничем не
запятнанный. Идеалы невозможны в
реальной жизни, здесь работают иные правила. Поэтому Демон никогда
не будет спокоен и счастлив. В известном смысле он – подростковая мечта, напоминание об аде
отрочества, о пустыне, которую мы в
ранней молодости часто ощущаем вокруг
себя.

Согласитесь
ли вы с Быковым, который, как всегда,
искрометен, красноречив, убедителен. Убедителен? Трудно сказать. Очень хотелось бы, чтобы он ошибался…
А насчет
названия лекции, Быков отыграется в
следующей беседе о Лермонтове. В сети ее
пока еще нет, но анонс и название уже
есть. "Лермонтов. Демон и Карлсон"
- а что, оба летают. Не пропустите,
интересно же, что объединяет эту пару?
Комментариев нет:
Отправить комментарий