четверг, 13 ноября 2014 г.

Детектив от Федора Михайловича

Если обойтись без чтения "Братьев Карамазовых", "Идиота", а уж  тем более "Бесов"  вполне возможно, то увильнуть от прочтения "Преступления и наказания" нельзя.  Если только вам не хочется сидеть полными остолопами  на уроках литературы и  тщетно изображать на лице бурную интеллектуальную деятельность. Согласитесь, гораздо интереснее все таки осилить  метания Родиона Раскольникова и иметь потом полное право  выдвигать свои версии поступков героев. 
Вам неинтересно? Не верю! Послушайте очередную лекцию Дмитрия Быкова "О "Преступлении и наказании"  - и, возможно, от скуки вашей не останется и следа  



Например, потому, что "Преступление  и наказание" -  это вообще детектив. Не очень-то похоже?  Это правда, потому что  у такого загадочного жанра, оказывается, существует  всего лишь семь моделей. То есть, как ни пытайся завернуть детективную  интригу покруче, а все равно уложишься в одну из семи схем. И  выйти за рамки этих моделей не удалось никому, кроме …правильно, кроме Федора Михайловича. Потому что в его детективе  все неправильно:  кто убил – известно сразу, ну и где, каким способом и зачем – все это тоже раскрывается тоже с первых страниц. А вот главным вопросом становится  вопрос совершенно не европейский. Ну и как он, убийца,  дальше- то будет жить с тем, что совершил? Это очень по-русски.  Да и весь роман написан очень по-русски, опровергая все европейские каноны,  повергая в шок читателя.  Почему Достоевский так сильно нарушает устоявшиеся правила создания детективных романов.  Да просто не научись мы еще на тот момент их писать! И, нарушив правила,  Достоевский создал гениальный роман, в котором детектив отошел на задний план.  Автор  позволяет себе описывать жуткие подробности убийства, но лишь для того, чтобы поставить вопрос:  а дальше что?  Самое интересное, что  старуха-процентщица - действительно, мерзкое, не вызывающее ни капли сочувствия создание.  Такой не станет – и  в мире  будет лишь светлее.  Но, убив  ее, Раскольников  с ужасом понимает, что с ним начинают происходить странные и страшные вещи. Убил он ЕЕ,  но  сильнейшим образом  повредил СЕБЯ.
Единственным человеком, который до конца  понимает Раскольникова, является Сонечка, этот  факт известен  всем, даже не читавшим роман. А почему именно она?  А потому что  понять друг друга лучше всех могут только два  преступника.  Сонечка тоже переступила через себя, выйдя на панель, какими бы  обстоятельствами это ни было вызвано.
Есть один известный парадокс, говорящий  о том, что писатель  очень часто создает героя, чтобы изобличить в нем свои  собственные грехи. Но, вживаясь в своего героя, вынося приговор его пороку, писатель начинает любить его – героя, разумеется, а не порок. Так уже было, например,  с Гончаровым и его Обломовым. И Достоевский начинает любить своих падших  героев, любить их  муки. Кстати, у Достоевского в романе есть двойник, практически его автопортрет. Это не Раскольников, а кто? Попробуйте  догадаться сами.  Послушайте Быкова, перечитайте "Преступление и наказание", посмотрите экранизации  для того, чтобы понять, для чего же все-таки Достоевский написал свой роман?  

Комментариев нет:

Отправить комментарий