О романе Федора Михайловича "Идиот" слышали, наверно, очень
многие, читали далеко не все. Как театр начинается с вешалки, так роман начинается с заглавия. Книга с таким названием останавливает наше внимание. Неудивительно,
что один из "академиков", Владимир Захаров, доктор филологических наук, в
телепроекте "Академия"
на телеканале "Культура" начал свое выступление, посвященное
роману, с истории самого слова "идиот". Одно из значений этого слова,
имеющего давнюю историю - частный человек, не состоящий на
государственной службе, наивный и
простодушный. Согласитесь, далеко
не самое обидное толкование. В его
нынешнем, "ругательном" значении
слово стало использоваться лишь с 16 века. К какому из двух толкований ближе главный герой романа ,князь Мышкин, каждый из нас решит сам. Далеко не каждый литературный герой
складывается у писателя сразу. Образ
князя Мышкина менялся, менялся и сам
замысел романа, у которого было несколько редакций. В конце концов, у Достоевского оформилась окончательная идея - создать роман, главным героем которого станет
"положительно прекрасный человек".
Таковым и становится Лев Николаевич Мышкин, он же идиот, доживший до 26 лет и добычей для любого проходимца, но в действительности все получается совсем не так. Достоевский разворачивает перед нами евангельское действие, которое происходит в современном ему 19 веке и это при том, что окружающая Достоевского действительность навевала мысли скорее о полном истреблении евангельских заповедей. Тем удивительнее, что через слезы, боль, смерти и страдания всегда светит не просто надежда, а исступленное убеждение: за всеми этими терниями светят звезды! Неслучайно в лекции Захарова так много времени уделено картине средневекового художника Ганса Гольбейна "Мертвый Христос", которая вдохновила Достоевского на написание романа. А мы вновь и вновь возвращаемся к одному и тому же вопросу: что нас заставляет читать Достоевского, который рвет нашу душу, выматывает ее в буквальном смысле. Зачем нам эти истязания? И привыкнуть к ним невозможно, ведь Достоевский всякий раз находит у читателей новые болевые точки, на которые давят то князь Мышкин, то Алеша Карамазов, то Родион Раскольников, то роковые красавицы. И больно каждый раз, и страшно, и муторно. Но эти же герои спасают нас от тоски и уныния. Именно они, "идиоты" не от мира сего, гонимые им, но прощающие его, они и спасают нас. Вам это ничего не напоминает?
Комментариев нет:
Отправить комментарий