Как уже говорилось, есть немало людей, которым
вообще не нужно читать роман "Братья Карамазовы". Нет такой
категоричности, что, мол, нельзя считать себя образованным человеком, если ты
не прочел "Войну и мир", "Евгения
Онегина", "Тихий Дон", "Доктора Живаго" и т.д. Так вот,
вставлять в этот перечень "Братьев
Карамазовых" не надо! Потому что читать его нужно и полезно далеко не
всем! И тому много причин. Дмитрий Быков в своей лекции "Кто убил Федора Павловича" расскажет вам
о некоторых из них, а там, кто знает, может быть, вы и окажетесь тем
самым читателем, которому этот роман обязательно нужно прочесть.
Если вы любитель ясной, гармоничной прозы, то ничего
подобного в "Братьях Карамазовых" вы не найдете. Сюда словно собрались все самые мучительные
вопросы современности и получился "роман-монстр, роман-уродец". За
каждым героем стоит своя символика. Сама
фамилия Карамазовы - прозрачная
аллегория с Черномазовыми ( от тюркского
"кара" - черный). Четыре брата - четыре главных героя - четыре
темперамента. Правда, такое традиционное
деление было больше приемлемо для Европы. В нашем случае каждый брат –носитель
какого-то начала. Иван – интеллект,
Дмитрий – страсть, Алеша – вера,
Смердяков - рационализм. Ну и что здесь ужасного?
Вполне себе приличные начала. Да, конечно, если бы их носителями не были Карамазовы во главе с отцом, Федором Павловичем, человеком неуемных, разнузданных страстей, который свою неистовую карамазовскую кровь передал все четырем сыновьям. А ожидать от карамазовщины можно чего угодно: как воспарений, так и низости. Отец Карамазов убит. Как это часто бывает у Достоевского, убитый вполне заслуживал такой участи. Только вот убит он непонятно кем. Непонятно кем…или непонятно чем. Потому что через некоторое время выясняется, что помимо реального, живого мира, в котором хватает своих темных пятен, в действие вмешиваются какие-то инфернальные силы. А самое странное или страшное – это уж как кому покажется – убить мерзкого папашу Карамазова мог, в принципе, любой из сыновей. И здесь заканчивается обычная земная логика, и вступает в действие логика автора. По этой логике самое страшное начало – лакейство. Лакейство у Достоевского – это попытка объяснить мир рационалистически, выбросив из него Бога. Даже совесть без Бога – это страшная, калечащая сила, которая может только сломать человека, как это случилось с Иваном Карамазовым и с его Великим Инквизитором. Вы наверно, слышали о таком герое? А может быть, вам знакомо имя исторического персонажа К.П. Победоносцева, обер-прокурора Святейшего Синода? Есть версия, что именно он был прототипом Великого Инквизитора - человека, пытавшегося превратить живую веру в догму.
Вполне себе приличные начала. Да, конечно, если бы их носителями не были Карамазовы во главе с отцом, Федором Павловичем, человеком неуемных, разнузданных страстей, который свою неистовую карамазовскую кровь передал все четырем сыновьям. А ожидать от карамазовщины можно чего угодно: как воспарений, так и низости. Отец Карамазов убит. Как это часто бывает у Достоевского, убитый вполне заслуживал такой участи. Только вот убит он непонятно кем. Непонятно кем…или непонятно чем. Потому что через некоторое время выясняется, что помимо реального, живого мира, в котором хватает своих темных пятен, в действие вмешиваются какие-то инфернальные силы. А самое странное или страшное – это уж как кому покажется – убить мерзкого папашу Карамазова мог, в принципе, любой из сыновей. И здесь заканчивается обычная земная логика, и вступает в действие логика автора. По этой логике самое страшное начало – лакейство. Лакейство у Достоевского – это попытка объяснить мир рационалистически, выбросив из него Бога. Даже совесть без Бога – это страшная, калечащая сила, которая может только сломать человека, как это случилось с Иваном Карамазовым и с его Великим Инквизитором. Вы наверно, слышали о таком герое? А может быть, вам знакомо имя исторического персонажа К.П. Победоносцева, обер-прокурора Святейшего Синода? Есть версия, что именно он был прототипом Великого Инквизитора - человека, пытавшегося превратить живую веру в догму.
И если
продолжить жутковатую мысль, что убийство
Карамазова-отца – это символ будущего России, то убьет ее не интеллект, не страсть, а лакейство,
рациональное понимание мира, из которого ушла живая вера. Как-то удивительно этот рационализм уживается с карамазовщиной – неокультуренной,
неистовой силой, которая может повести на подвиг, а может затащить в самую
дикую разнузданность. Ну как, стоит ли продираться через этот огромный, тяжкий, жуткий подчас роман?
Нужно вам это?
К сожалению,
Достоевский романа не закончил. Второй том, где, возможно, история братьев Карамазовых
получила бы логическое завершение, он написать не успел. Таким образом, именно "Братья Карамазовы"
стали его последней книгой, где автор
собрал все, что он хотел сказать миру.
Что же самое главное оставил нам Федор Михайлович? Читайте…сегодня, через несколько лет,
когда-нибудь. А Дмитрий Львович ( это
Быков, кто еще не знает) возможно подведет Вас к этому решению близко-близко.
Тех же, кто хочет узнать о романе как можно больше,
приглашаем послушать лекцию в уже известной вам "Академии" нателеканале "Культура". Лектор – известный исследователь творчества
Достоевского доктор филологических
наук Татьяна Касаткина. Ее лекция "Братья Карамазовы": образ
мира и человека" заслуживает самого пристального внимания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий