пятница, 14 ноября 2014 г.

Сыграем в бисер

Смотреть шоу Игоря Волгина "Игра в бисер" и трудно, и интересно. 
Трудно потому, что  речь одного человека не всегда хорошо воспринимается на слух. А  когда  диалог ведут пятеро? Но зато в споре  рождаются такие интересные ракурсы, что просто внутренне аплодируешь  "игрокам"!  За тридцать минут они успели поговорить  о многом. 
О том, например, что создание романа "Идиот"  происходило в экстремальных условиях.  Огромный долг взят Достоевским под написание нового романа,  за три недели до сдачи рукописи  он отказывается от  первой версии и за  эти самые три недели успевает написать новую редакцию. Вся первая часть романа пишется в страшной  спешке и в страхе не успеть сдать рукопись вовремя – казалось бы, не самые лучшие  условия для создания  шедевра. 
Ну а как с темами для этих самых шедевров? Откуда они брались? Из  глубин душевных переживаний?  Не только. Большей  частью  Федор Михайлович  находил сюжеты  в газетной хронике, той самой, которую мы сегодня именуем "желтой прессой".
 Эти "грязные темы" вдохновляли  многих писателей, которых сейчас никто не помнит,  а вот Достоевского почему-то помнят, читают, ставят и спорят о нем до хрипоты.  "Игроки в бисер" пытались ответить на вечный вопрос: о чем роман "Идиот"? Возможно, о том, что все мы мечтаем о том, чтобы в мире было как можно больше хороших людей. Понятно, что  все  не могут быть  идеальными, но пускай  в поле нашего зрения  появится  хотя бы один прекрасно-положительный человек, каким он будет?  Вряд ли вы предвидите, какой ответ дал Достоевский.  Даже имя у него  странное -  Лев  Николаевич Мышкин. На первый взгляд,  он вообще никому не нужен, он только мешает, об него все словно  разбиваются, но при этом он является эпицентром, вокруг которого  заворачиваются все сюжетные линии.  В самом названии уже заключается трагическая развязка,  а, возможно, это название  - провокация.
Этот человек  будет сущим идиотом,
господа,  физически ущербным, нелогичным, нелепым, большинство он будет просто раздражать во всем!
Всегда много спорят о литературных достоинствах прозы Достоевского. Многие, в том числе,  маститые писатели,  считали, что Достоевский пишет неровно, сыро, но  получается гениально.  Гениальны женщины Достоевского, инфернальные, неистовые, обиженные и спасающие мужчин.  Гениальны злодеи Достоевского, которые часто таковыми совсем не являются.
Именно они задают самые  главные вопросы. И получается, что  чем страннее и болезненнее герой, тем  ближе он к правде жизни,  тем больнее ему самому. А кому больно, тот не может быть  равнодушным и не может оставлять равнодушными нас.

Самое грустное, что имея такого  Достоевского, который описал  наши самые страшные ошибки и  самые тяжкие мучения, мы продолжаем  также страшно ошибаться.  Почему? Наверно, потому, что мышкины  и сейчас кажутся большинству идиотами, а истинно прекрасное  - это для нас отступление от нормы.  И что же делать? Читать, конечно!  А выводы каждый сделает сам. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий