понедельник, 21 октября 2013 г.

Игры Игоря Волгина

Выражение «ток-шоу» раздражает многих. Возможно, потому, что сразу хочется найти нормальный русский эквивалент. А «интеллектуальное ток-шоу» раздражает еще больше. Поэтому заменим его в данном случае понятием «интеллектуальная игра». В нашем случае это интеллектуальная «Игра в бисер».

Итак, условия игры. За круглым столом собираются пять очень неглупых людей. Один из них – постоянный. Это Игорь Волгин, известный писатель, историк и литературовед, который каждую новую передачу в компании разных людей говорит с ними о том или ином литературном произведении. Условие игры - поиск нового взгляда на, казалось бы, всем известные и многократно прочитанные шедевры.

Мы приглашаем вас на «игру в бисер», посвященную Н. Некрасову.

Из всего немалого наследия поэта выбрана поэма «Кому на Руси жить хорошо». Команда «игроков» любопытная. Разговор похож на песню с припевом. О чем бы ни говорили в «куплетах» четверо игроков, пятый, знаменитый поэт Евгений Рейн, обязательно сводит разговор к «припеву» о том, что Некрасов – гениальный мастер формы. Пусть это звучит несколько назойливо и агрессивно, но попробуйте не обращать внимание на то, КАК говорит Рейн, а вслушайтесь в то, ЧТО он говорит.

А говорит он, что Некрасов – гений, один из трех великих поэтов (нужно думать, после Пушкина и Лермонтова), который сумел создать новую форму, заставил по-новому звучать редко используемые стихотворные размеры, настолько верно проник в интонации народных песен, плачей, сумел понять поэтическую душу народа…

Опа! И мнения разделились. Заметьте, на этом месте все, интересующиеся Некрасовым, встают по разные стороны баррикады. Мы с этим уже сталкивались у всех ведущих наших рубрик. Сумел понять или сумел сымитировать? Вот ведь каким краеугольным камнем становится вопрос об искренности и народности Некрасова! Между прочим, это вопрос возник не сегодня. Мудрый Корней Чуковский, бесконечно любя Некрасова, частенько задумывался об искренности последнего. Вот и наши «игроки» горячо спорят о некрасовской народности.

«Придуманный народ» и «придуманный патриотизм» – это далеко не самые резкие высказывания некоторых участников «игры в бисер».

Ну а главный разговор вращается вокруг, может быть, самой непонятой поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Кстати, в своих названиях «Что делать?» и «Кто виноват?» русские классики ставили знак вопроса. А Некрасов почему-то не поставил. Может быть, знал ответ заранее? Ну и кому же тогда? Был в рукописях вариант, но в конечном тексте его нет. Поэма так и осталась незаконченной. Интересно почему…

Не менее интересный вопрос о жанре «Кому на Руси». Ответы – один другого интереснее: «лубочное фэнтези», народная утопия, где семь мужиков - это живые маски из народного балагана. В своих попытках найти связи Некрасова с последующей литературой «игроки в бисер» дошли до Оруэлла и Замятина, Брэдбери и Твардовского. Кстати, близость Некрасова и Твардовского отмечают многие литераторы. Причем, не только в литературном, но и в чисто человеческом плане: в привычках, недостатках и достоинствах.

Одним словом, присоединяйтесь к компании Игоря Волгина. Его проект «Игра в бисер», кстати, также будет неоднократно звучать в нашем проекте. И даже если иногда воспринимать на слух спичи игроков сложно, не выключайтесь из обсуждения. В каждой передаче есть своя изюминка, не проморгайте ее!

P.S. Да, и не раздражайтесь на Рейна! Это, кстати, большой поэт, друг Бродского и литературный ученик Анны Ахматовой. Ну вот такая у него своеобразная манера выражать свои мысли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий