Выражение «ток-шоу» раздражает многих. Возможно, потому, что сразу хочется найти
нормальный русский эквивалент. А «интеллектуальное ток-шоу» раздражает еще
больше. Поэтому заменим его в данном случае понятием «интеллектуальная игра». В
нашем случае это интеллектуальная «Игра в бисер».

Итак, условия игры. За круглым столом собираются пять очень неглупых людей. Один из них – постоянный. Это Игорь Волгин, известный писатель, историк и литературовед, который каждую новую передачу в компании разных людей говорит с ними о том или ином литературном произведении. Условие игры - поиск нового взгляда на, казалось бы, всем известные и многократно прочитанные шедевры.
Из всего немалого наследия поэта выбрана поэма «Кому на Руси жить хорошо». Команда
«игроков» любопытная. Разговор похож на песню с припевом. О чем бы ни говорили
в «куплетах» четверо игроков, пятый, знаменитый поэт Евгений Рейн, обязательно
сводит разговор к «припеву» о том, что Некрасов – гениальный мастер формы. Пусть
это звучит несколько назойливо и агрессивно, но попробуйте не обращать внимание
на то, КАК говорит Рейн, а вслушайтесь в то, ЧТО он говорит.
А говорит он, что Некрасов – гений, один из трех великих поэтов (нужно думать,
после Пушкина и Лермонтова), который сумел создать новую форму, заставил
по-новому звучать редко используемые стихотворные размеры, настолько верно проник
в интонации народных песен, плачей, сумел понять поэтическую душу народа…
Опа! И мнения разделились. Заметьте, на этом месте все, интересующиеся Некрасовым, встают
по разные стороны баррикады. Мы с этим уже сталкивались у всех ведущих наших
рубрик. Сумел понять или сумел сымитировать? Вот ведь каким краеугольным камнем
становится вопрос об искренности и народности Некрасова! Между прочим, это
вопрос возник не сегодня. Мудрый Корней Чуковский, бесконечно любя Некрасова, частенько
задумывался об искренности последнего. Вот и наши «игроки» горячо спорят о
некрасовской народности.
«Придуманный народ» и «придуманный патриотизм» – это далеко не самые резкие высказывания
некоторых участников «игры в бисер».
Ну а главный разговор вращается вокруг, может быть, самой непонятой поэмы «Кому на
Руси жить хорошо». Кстати, в своих названиях «Что делать?» и «Кто виноват?»
русские классики ставили знак вопроса. А Некрасов почему-то не поставил. Может
быть, знал ответ заранее? Ну и кому же тогда? Был в рукописях вариант, но в конечном
тексте его нет. Поэма так и осталась незаконченной. Интересно почему…
Не менее интересный вопрос о жанре «Кому на Руси». Ответы – один другого
интереснее: «лубочное фэнтези», народная утопия, где семь мужиков - это живые маски
из народного балагана. В своих попытках найти связи Некрасова с последующей литературой
«игроки в бисер» дошли до Оруэлла и Замятина, Брэдбери и Твардовского. Кстати,
близость Некрасова и Твардовского отмечают многие литераторы. Причем, не только
в литературном, но и в чисто человеческом плане: в привычках, недостатках и
достоинствах.
Одним словом, присоединяйтесь к компании Игоря Волгина. Его проект «Игра в бисер»,
кстати, также будет неоднократно звучать в нашем проекте. И даже если иногда
воспринимать на слух спичи игроков сложно, не выключайтесь из обсуждения. В
каждой передаче есть своя изюминка, не проморгайте ее!
P.S. Да, и не раздражайтесь на Рейна! Это, кстати, большой поэт, друг Бродского и
литературный ученик Анны Ахматовой. Ну вот такая у него своеобразная манера
выражать свои мысли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий