четверг, 14 ноября 2013 г.

Матрица четвертая: литературная

В нашей настольной книге «Литературная матрица», которая, напомним, в строгом смысле слова на роль учебника не претендует, о Льве Толстом рассказывает Валерий Попов, известный современный автор.

Чем хорош его опус? Во-первых, тем, что повествование идет от лица не лектора, не педагога, а интересного рассказчика, с выраженным эмоциональным отношением ко всему, происходящему с Толстым.
Во-вторых, в биографии писателя Попов акцентирует внимание на самых ярких моментах. Конечно, толкования Попова в чем-то довольно субъективны, не случайно так часто он использует слово «мой»: мое отношение, мой Толстой. А разве это не самый верный критерий того, что творчество писателя «зацепило»?

Какие факты более всего приковывают внимание Попова? Ну, например, то, что Толстой без колебаний отдал распоряжение продать яснополянский дом, в котором он родился, провел детство, начал писать. Зачем он это сделал? Не хватало денег на издание журнала, который он задумал вести в армии. Храбро воюя, командуя батареей на страшном пятом бастионе в Севастополе, он не только обдумывает сюжеты будущих «Севастопольских рассказов», но и замышляет издание нового военного журнала. Именно нового, потому что в существующем - ложь, лакировка действительности. На издание не хватает денег? Значит нужно продать дом!
И так будет всегда: Толстой не идет на компромиссы, когда речь идет о принципах. Во всем – до конца: в убеждениях, в поисках, в отрицании, в познании. Мудрец и максималист, учитель жизни и беглец из собственного дома, идеалист, старающийся жить по евангельским заповедям, и яростный богоборец – эти антитезы можно продолжить. О «Войне и мире» (а куда же без него?!) Попов говорит немного, но акценты поставлены на самых важных вещах. Оказывается, Толстой вовсе не был уверен, что читатели поймут главную идею его романа:
«… человек всего лишь раб истории, даже если мнит себя ее царем, во власти которого изменить ход событий,- и то, что при этом сиюминутный выбор каждого, самого, казалось бы, малозначительного участника событий жизни становится отдельным штрихом в исторической картине».  
А еще многое в статье Попова вращается вокруг Ясной Поляны. Там немало загадок, и одна из них связана с могилой Толстого. Нет, ни о каких загробных историях или страшилках речь не пойдет. Просто могила в парке, на краю оврага, без всяких памятников, без креста - что это? Вызов, продолжение диспута, начатого при жизни или…

Многоточий в разговоре о Толстом не меньше, чем точек. Что-то, возможно, мы сможем заполнить при нашей встрече, а что-то будем заполнять в течение всей жизни. Ведь у каждого возраста свой Толстой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий