
Наш настольный сборник
"Литературная матрица" обращается к Булгакову во втором томе.
"Собеседник ПРОКУРАТОРА" - так назовет свою статью о Михаиле Булгакове современный писатель Максим Кантор. У него свое видение и понимание "Мастера и Маргариты" и судьбы ее автора. Одна из любопытных мыслей заключается в том, что роман – интернационален. Да, с одной стороны, Булгаков ни в одной своей книге не говорит о современной ему Европе. Возможно, потому, что ни разу туда не выезжал, хотя иногда очень хотел. С другой, "ставя диагноз большевистской и нэпманской России, Булгаков рассказал и о времени вообще – и о незнакомой ему Европе в том числе. Он не подозревал, что пишет универсальный портрет времени".
Кантор (возможно, и не он первый) додумывается до печальных вещей. Шариковы, швондеры, лиходеевы, варенухи живут не только в России. Это и есть тот питательный бульон, в котором буйно разрастается варварская природа человека.
"Народу вместо образования дали идеологию, демагоги играли на его природных инстинктах, воодушевили толпу примитивными призывами. И вот результат : оболваненные массы пошли за фашистами, нацистами, коммунистами – и все сцепились в одной смертельной схватке".
Кто же может противостоять этому оболваниванию? Любимейший тип Булгакова - врач, профессор, интеллигент, сумевший сохранить ясность мышления. Все мы помним знаменитый монолог профессора Преображенского о том, в каком месте начинается беспорядок. Увы, эти герои постепенно исчезали сначала из жизни, а потом из литературы. И также постепенно исчез из литературы замечательный писатель Булгаков. О нем просто…забыли. Нет, возможно, не просто, а сознательно. Это была месть.