среда, 15 января 2014 г.

От чего бежал Мастер

Наверно, ни одна книга в веке минувшем не была столь вожделенна для читателей, как роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Думается, любой шестидесятник может рассказать свою историю первой встречи с этой книгой. И история эта может быть куда драматичнее, чем воспоминания о первом свидании, хотя это у кого как… Пройдет двадцать с лишним лет после написания романа и столько же после
смерти писателя, когда книга, наконец, дойдет до читателя, и уже никуда не уйдет от него.
     Булгаков читаем и почитаем в нашей
стране, его любят кинематограф и театр, каждое поколение открывает его книги заново. "Собачье сердце", "Роковые яйца", "Белая гвардия", "Театральный роман", пьесы, рассказы, либретто….Кстати, забавная кинокомедия "Иван Васильевич меняет профессию", давно уже растасканная на цитаты, это тоже Булгаков. Только его пьеса "Иван Васильевич" совсем не похожа на ту веселую путаницу, которую поставил Гайдай. Булгаковские Бунша и Милославский при всем внешнем комизме жесткие и зловещие, они совсем не похожи на героев Куравлева и Яковлева. С другой стороны, разве не симпатична команда Воланда, да и он сам? А кто тогда вообще вызывает симпатии в булгаковской Москве?
    Темой нашей следующей встречи будет лекция современного прозаика Алексея Варламова "Михаил Булгаков: бег от судьбы".

 Какие бы глубокие вопросы не поднимала та или иная книга, все они "прорастают" из биографии писателя: из детского окружения, семьи, пережитых испытаний, скитаний, потрясений и радостей – последних у писателей как-то всегда бывает меньше, чем горестей. Михаил Булгаков прожил мучительную и драматичную жизнь даже на фоне 20 века, который в России весь был сплошной драмой, особенно в первой своей половине. Удивительно, что эту драматичность ощущают все его почитатели, хотя на долю Булгакова выпали далеко не все круги ада: не было лагерей, репрессий, чекистских застенков, и умер он, пусть и от мучительной болезни, но своей смертью, что тоже с писателями случалась далеко не всегда. Даже тяжкое умирание словно "избавило" его от ужаса войны – он умер в 1940г., когда Вторая мировая уже шла в Европе, но еще не докатилась до нашей страны. И все равно трагичность судьбы писателя незримо ощущается во всех его книгах и, бесспорно, в "Мастере и Маргарите" в первую очередь.
     Да, конечно же, автор и герой – это не одно и то же: аксиома, внушаемая нам на уроках литературы, прочно сидит в памяти. Но почему-то сквозь все эти правила упорно пробивается мысль: Мастер – это и есть сам Булгаков, измученный, сломленный, больной, подтачиваемый тяжкими знаниями и той самой мудростью, которая рождает "многия печали". И с трудом верится, что Мастер был когда-то мальчиком, счастливым, веселым, и у него была семья, большой теплый дом в уютном южном городе – все это помогло ему не сойти с ума, выжить в мясорубке революции и гражданской войны. И была любовь, очень непростая, не первая – только она и дошла с ним до самого конца, а без нее он бы умер намного раньше и, возможно, не написал бы самой главной книги своей жизни.
     В общем, чтобы понять, о чем писал Мастер, то есть Булгаков, нужно хорошо знать его судьбу, от которой он всю жизнь убегал. Почему? Узнаем об этом, придя на встречу с Алексеем Варламовым, написавшим книгу "Михаил Булгаков", которая вышла  в серии "Жизнь замечательных людей". Кстати, кто-то из критиков очень точно заметил, что все литературные биографии у Варламова (а он в серии ЖЗЛ написал немало книг о писателях) имеют свой жанр. Так вот книга о Булгакове –"античная трагедия поединка героя с судьбой". В античности, помнится, главную роль в трагедии играл рок – злая сила, противостоять которой бессмысленно. Удалось ли Булгакову выстоять в этом поединке, и что за рок тяготел над ним?
Узнаем, послушав Алексея Варламова.

1 комментарий:

  1. Набрела случайно на сайт Сергея Литвинова. Я его не знаю, но у него про Булгакова много любопытного: к примеру, фото Аннушки, которая "разлила масло". И про её прототип. Если кому интересно, даю ссылку http://litvinovs.net/bulgakov/annushka

    ОтветитьУдалить